ChinaReligion

ChinaReligion

Статьи

Усиление правового регулирования религиозной сферы как продвижение китаизации религий

Источник: Л.А. Афонина. Усиление правового регулирования религиозной сферы как продвижение китаизации религий // Социально-политическая ситуация накануне XIX съезда КПК. Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН. – М.: ИДВ РАН, 2017. – с. 156-172.

22-23 апреля 2016 г. в Пекине состоялось Всекитайское совещание по религиозной работе. Совещании проводил премьер Госсовета, постоянный член Политбюро ЦК КПК Ли Кэцян. Председатель КНР Си Цзиньпин лично присутствовал на мероприятии. Кроме Си Цзиньпина на конференции были все члены Постоянного комитета ЦК КПК, за исключением Чжана Гаоли. Среди присутствовавших особо стоит отметить Председателя ПК ВСНП, постоянного члена Политбюро ЦК КПК Чжан Дэцзяна, члена Политбюро ЦК КПК, члена Секретариата ЦК КПК, главы Руководящей группы по идеологической и пропагандистской работе ЦК Лю Юньшаня, а также главу Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины, члена Политбюро ЦК КПК Ван Цишаня[1]. Такой состав участников совещания свидетельствует о пристальном внимании пятого поколения китайских руководителей к проблемам религиозной сферы[2].

Си Цзиньпин подчеркнул актуальность задачи приведения религий к взаимному соответствию с социалистическим обществом, в связи с чем от религиозных организаций требуется китаизация исповедуемых вероучений (宗教中国化, цзунцзяо чжунгохуа)[3]. Правительство неизменно поощряет выявление и акцентирование религиозных догм, способствующих достижению государственных и общественных целей и задач, а также адаптации несоответствующих им правил веры в угоду политическим реалиям. Председатель КНР видит необходимым при сохранении основных постулатов вероучений и порядка служения истолковывать религиозные учения исходя из потребностей прогрессивного развития Китая, в соответствии с китайскими традициями. Верующие должны соединять религиозные доктрины с китайской культурой, следовать китайским законам и стремится внести свой вклад в реализацию китайской мечты национального возрождения.

Председатель Всекитайского комитета НПКСК Юй Чжэншэн в своем выступлении потребовал максимального сдерживания негативной роли религии, акцентировав идею о том, что необходимо стремится к китаизации религий, повышать степень соответствия религий социалистическому обществу[4].

На прошедшей 26 сентября 2016 г. конференции Государственного управления КНР по делам религий (ГУДР), посвященной теме китаизации религий, начальник управления Ван Цзоань пояснил, что китаизации должны быть подвергнуты все религии – как иностранного происхождения, так и автохтонные. Китаизация – стратегия по решению проблем религиозной сферы, среди которых власти особенно обеспокоены проникновением иностранного влияния через религии и распространением религиозного экстремизма. Помимо принятия политического руководства партии, Ван призвал религиозные организации участвовать в культурной интеграции путем интерпретации религиозных текстов и учений, через религиозную музыку, облачения, архитектуру, где должен просматриваться китайский стиль[5].

В планах ГУДР на 2017 г. значится пункт о выработке и принятии нового «Положения о религиозной деятельности» взамен действующего, что является развитием указаний руководителя страны усилить законодательное регулирование в религиозной работе[6].

В сентябре 2016 г. на сайте Госсовета был опубликован проект этого документа. Зарегистрированные пользователи в течение месяца могли выражать свое мнение по поводу его содержания. При этом очевидно, что публикация предварительной версии Положения – чистая формальность. Сложно предположить, что мнения верующих и религиозных организаций будут в какой-то мере учтены.

Проект нового Положения значительно расширен по сравнению с действующей версией. В новом документе появились 2 новые главы («Религиозные учебные заведения» и «Религиозная деятельность»), 26 новых статей, 35 статей подверглись исправлениям, и только 12 статей остались без изменений[7].

Выработка нового Положения направлена на усиление превентивного контроля. В нем сказано, что религиозный фактор может быть связан с такими общегосударственными проблемами, как угроза национальной безопасности, пропаганда религиозного экстремизма, провокация внутриполитических конфликтов, террористическая деятельность (ст. 4).

Под предлогом повышения роли права был усилен контроль государственных органов в отношении религиозных общин. Народные правительства на всех уровнях были призваны укрепить свою руководящую роль в религиозной работе. Новым стало указание на то, что парткомы на низовом уровне должны оказывать содействие правительственным структурам в этом вопросе (ст.6).

Об укреплении религиозной работы на низовом партийном уровне говорилось еще в новом «Положение о работе единого фронта КПК», принятом ЦК КПК по итогам прошедшего 18-20 мая 2015 г под председательством Си Цзиньпина Всекитайского совещания по работе единого фронта. Ставилась задача создавать систему двойного контроля и ответственности со стороны парткомов и правительств на уездном, волостном, деревенском уровнях[8]. Это означает, что чиновники на местах призваны более пристально следить за деятельностью религиозных общин, в первую очередь, не имеющих официальной регистрации.

Повышается роль и статус санкционированных государством религиозных объединений. При этом впервые религиозные объединения отнесены в категорию т.н. «государственных общественных объединений». Ст.7 гласит: «Религиозные объединения должны проходить регистрацию на основании специальных правил для государственных общественных объединений». Такой статус религиозных объединений выглядит несколько неуместным при провозглашенном принципе отделения религии от государства.

В этой связи уже не кажется странным водружение национальных флагов над некоторыми христианскими храмами в провинции Чжэцзян и рядом религиозных объектов в центральном Хубэе[9].

В проекте Положения приводится список полномочий религиозных объединений, к которым в том числе отнесено толкование религиозных учений (ст. 8). При этом не разъясняется, кто конкретно является ответственным за интерпретацию религиозных доктрин и правил.

Как минимум на законодательном уровне правительство намерено активизировать и расширить борьбу с неофициальной религиозной активностью: «Самовольное основание объектов религиозного назначения, ведение религиозной деятельности в объектах, лишенных регистрации, самовольное открытие религиозных учебных заведений должно быть пресечено управлением по делам религии совместно с органами общественной безопасности» (ст. 67).

Неофициальные общины верующих ранее в теории могли претендовать на регистрацию в качестве общественной религиозной организации согласно «Положению о регистрации общественных объединений» (1998 г.). Теперь религиозные объединения, находящиеся вне системы государственной структуры, не будут иметь даже такой теоретической возможности.

Одна из новых глав посвящена религиозным учебным заведениям. Тема религиозного образования часто затрагивается и в других главах документа. Для властных структур обучение религиозных служителей и тема интерпретации ими доктрин веры имеет ключевое значение в реализации задачи китаизации религий.

Утверждение требований к преподавателям, правил набора студентов, систем присуждения степеней относится к компетенции ГУДР. Религиозные учебные заведения, равно как объекты религиозной деятельности и религиозные служители, должны принимать систему правил, определяемую соответствующими объединениями (ст. 10).

Ст. 11 гласит: «Кроме религиозных объединений[1], все прочие организации или частные лица не могут основывать учебных заведений». На настоящее время у  неофициальных христианских церквей в Китае функционируют свои семинарии, которые обучают будущих священнослужителей или пасторов для удовлетворения духовных потребностей всевозрастающего количества верующих. Принятие Положения может стать первым шагом к закрытию действующих семинарий и учебных центров.

Упоминается возможность регистрации объектов религиозного назначения и религиозных учебных заведений в качестве юридических лиц. Впервые возможность регистрации общин храмов в качестве юридических лиц была упомянута в проекте документа «Общие принципы гражданского права», который был в первом чтении рассмотрен в июне 2016 г. на 21-ой сессии ПК ВСНП 12-го созыва[10].

В условиях активной застройки и расширения городов могут быть рассмотрены отдельные ходатайства о предоставления временных мест для отправления религиозного культа при недостаточных условиях для создания действующего на постоянной основе храма. Для этого представитель группы верующих может обратиться в отдел по делам религий народного правительства местного уровня с соответствующей заявкой. Отдел по делам религий после консультации с местным религиозным объединением, волостным народным правительством, уличным комитетом может определить временное место для молитвенных собраний.

Вначале может создаться впечатление, что временные места религиозной деятельности предусмотрены для решения вопроса с так называемыми «домашними собраниями», однако описанная система согласований вряд ли доступна для прохождения подпольными общинами, особым камнем преткновения в этом вопросе является необходимость одобрения патриотическим религиозным объединением.

Борьба с незарегистрированными религиозными собраниями уже активирована в ряде регионов. В последние годы целый ряд подпольных общин стали объектом преследований за отказ присоединиться к официальным объединениям. Среди них  - Церковь «Живой камень» г. Гуйчжоу, Церковь «Гуанфу» г. Гуачжоу, Церковь «Эммануил» г. Чжэнчжоу.

Предусмотрены наказания за несанкционированную религиозную деятельность вне зарегистрированных объектов религиозного назначения (ст. 70). Однако строгое исполнение данного установлениям может противоречить естественным процессам жизни многих людей. Например, в современной китайской реальности для многих пожилых людей чтение Священного писания и пение псалмов в парковых скверах стало частью повседневной жизни и заменяет такие способы времяпрепровождения как игры в карты или маджонг. Если для молитвенных собраний им нужно перемещаться в строго установленное для этого место, то часто для этого необходимо преодолеть значительные расстояния.

Согласно проекту документа, человек, не имеющий статуса религиозного служителя, не может возглавлять религиозную деятельность (ст. 36). Однако остается не вполне ясным, какую конкретно деятельность не может осуществлять человек без свидетельства религиозного служителя.

Глава «Религиозное имущество» заметно расширена. В ней акцентируется необходимость организации финансового менеджмента и контроля финансов храмов со стороны компетентных органов власти. Аналогичные правила уже существовали в течение последних лет в виде документа «Правила контроля над финансами объектов религиозной деятельности» (2010 г.). Содержится новое предписание, согласно которому о пожертвованиях от иностранных организаций или физических лиц, превышающие 100 тыс. юаней, нужно сообщать отделу по делам религий местного правительства (ст. 57).

В отношении арендодателей, которые сдают помещения домашним собраниям сказано, что отделы по делам религий должны применять административные меры, конфискацию имущества, налагать штрафы, которые составляют от 20 тыс. до 200 тыс. юаней (ст. 18).

Ограничивается возможность получать пожертвования при отсутствии официального статуса организации религиозной направленности (ст. 41). Объявление пожертвований незаконными наряду с лишением общин возможности арендовать помещения подрывает основу развития любой церковной организации, ставит под удар существование подпольных общин в их прежнем виде.

Отмечается также, что организации, не относящиеся к религиозным объединениям, религиозным учебным заведениям, объектам религиозной деятельности, не должны организовывать выезд граждан за границу для участия в религиозных мероприятиях, конференциях, тренингах (ст. 41). Протестантские и псевдохристианские неофициальные церковные организации проводят свои массовые собрания в Гонконге, на Тайване, в Тайланде, Сингапуре и т.д. Ранее ограничения на несанкционированные выезды с религиозными целями касались только поездок в Мекку для совершения хаджа, что имеет связь с правилами, устанавливаемыми Саудовской Аравией. Практика применения документов китайскими чиновниками показывает вариативность их толкования. Есть опасения, что участие в религиозных мероприятиях за рубежом в любом виде станет приравниваться к незаконному деянию.

Одним из акцентов нового документа стала борьба с коммерциализацией религии. Подчеркивается, что религиозные объединения, учебные заведения, храмы и монастыри  являются некоммерческими организациями. Никакие организации и частные лица, жертвовавшие на строительство, не могут иметь прав владения, пользования, извлечения прибыли (ст. 53).

Появились статьи, затрагивающие миссионерскую деятельность в сети интернет: Теперь для публикации информации религиозного содержания в сети интернет необходимо получить одобрение отдела по делам религий народного правительства уровня провинции и выше (ст.47). Стоит отметить, что уже заметны тенденции работы в этом направлении. На крупнейшей в КНР электронной торговой площадке «Таобао» за последний год был закрыт целый ряд интернет-магазинов, торгующих Библией и сопутствующей литературой, на популярнейшем ресурсе по хранению аудио-файлов в конце февраля 2017 г. была удалена большая часть записей христианских проповедей[11].

В проекте Положения запрещается заниматься общественной благотворительностью в целях проповеди веры. Этот пункт может стать беспроигрышным предлогом для расправы с неугодными подпольными общинами, поскольку многие из них ведут активную социальную работу.

Содержание ст.70 ч.2 ставит под сомнение возможность нормализации отношений КНР и Ватикана. Ей предусматривается ответственность в отношении тех, кто «принимают управление внешних сил» и «принимают священный сан от иностранных религиозных организаций без согласования».

Итак, в проекте нового «Положения о религиозной деятельности» просматривается основная цель – усиление превентивного контроля. Сделан акцент на искоренение подпольных общин и интеграцию верующих в патриотические религиозные объединения. Надо сказать, что на протяжении последних десятилетий незарегистрированная религиозная деятельность также считались незаконной, но в силу юридических лакун для нее все же существовало определенное пространство. При принятии и строгом исполнении норм нового документа, подпольная религиозная активность очевидно станет объектом жесткой борьбы.

Религия в среде китайских чиновников продолжает позиционируется как идеологическая угроза. Генеральным секретарем КПК Си Цзиньпином на Всекитайском совещании по религиозной работе было особо заявлено, что КПК продолжает придерживаться атеистических взглядов и не должна заниматься поиском ценностных ориентиров в религиозных учениях. Отказ партии от политического синтеза в социальной сфере впервые был так ярко сформулирован.

С 2014 г. во всей стране проводятся инспекторские проверки религиозности партийцев. В ряде регионов (Синьцзяне, Чжэцзяне и пр.) были выявлены чиновники, являвшиеся последователями религиозных идей. В январе 2015 г. по итогам проверки партком Чжэцзяна разослал циркуляр о необходимости исправления ситуации, предписывавший собрать с членов партии подписи под обязательствами не исповедовать веры. В Вэньчжоу ‑ регионе особого распространения христианства протестантского толка, в мае 2015 г. была проведена дополнительная тщательная проверка. Китайские СМИ сообщали об инциденте, когда местные чиновники, отказавшиеся подписать подобный документ, были исключены из партии[12].

В периодическом издании Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины «Известия проверки дисциплины» от 24 мая 2015 г. была опубликована статья «Строго придерживаться жесткого принципа «член партии не может иметь религиозной веры», в которой сказано, что «пример Вэньчжоу очень представителен, когда изгоняют из партии тех, кто идеологически партии не принадлежит»[13].

В СМИ подчеркивается приверженность «феодальным суевериям» или религиозность некоторых коррупционеров, выявленных и арестованных за последние годы. По сообщениям Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины целый ряд выявленных коррупционеров прибегали к возжиганию благовоний перед Буддой, гаданиям и физиогномике, забыв о партийной дисциплине, что сбило их с правильного пути и привело на путь взяточничества[14].

С 24 по 27 октября 2016 года в Пекине состоялся 6-ой пленум ЦК КПК 18-го созыва, на котором были рассмотрены и приняты «Нормы и принципы внутрипартийной политической жизни в условиях новой обстановки»[15] и «Положение КПК о внутрипартийном контроле» [16].

Согласно первому документу, члену партии не дозволяется принимать участие в мероприятиях, связанных с феодальными суевериями, исповедовать веру, потворствовать и оказывать поддержку религиозному экстремизму, национальному сепаратизму, терроризму.

А на основании «Положения КПК о внутрипартийном контроле» в ряде провинций были проведены инспекторские проверки по исправлению ситуации с партийной дисциплиной. Соответствующие доклады появились на сайте Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины. Например, в отчете провинции Хубэй (от 27 декабря 2016 г.) также фигурирует задача навести порядок с религиозной верой в среде чиновников. Для этого предполагается усилить идейно-политическую работу, провести тематические мероприятия по изучению атеистических пропагандистских материалов, а также расследовать случаи участия членов партии в религиозной деятельности[17].

Стоит отметить, что еще в 1991 г. Организационный отдел ЦК КПК указывал на проблему религиозности китайских коммунистов в директиве «Извещение о надлежащем разрешении вопроса религиозной веры членов коммунистической партии»[18]. Однако на протяжении нескольких десятилетий на веру членов партии закрывали глаза до момента публичного выражения ими своих религиозных взглядов. Исследователь отделения истории КПК Института марксизма Китайского народного университета в 2010 г. Хуан Лиин писал: «В сельских поселениях, особенно с преобладанием представителей нацменьшинств, доля членов партии, участвующих в религиозной деятельности, как правило, достигает 20%. В отдельных регионах она может составлять свыше 50%. Бывают случаи, когда эти же люди выступают в качестве религиозных служителей»[19]. Очевидно, что нынешняя власть КПК решила положить конец этому противоречивому явлению.

Можно предположить, что Политбюро ЦК КПК в последнее время не довольно работой ГУДР. В 2016 г. 10-я инспекторская группа ЦК КПК в составе Центральной комиссии по проверке дисциплины провела проверку ГУДР, по итогам которой выработан план по исправлению ситуации из 37 вопросов и 86 мероприятий по их решению. Среди обозначенных проблем фигурируют политические ошибки в наборе сотрудников, ненормированное использование бюджетных средств, а также слабая руководящая роль в отношении религиозных объединений, неприменение на должном уровне политики партии в сфере религий. Выявлено 32 нарушителя дисциплины, из которых меры были применены к 9-и[20].

Итак, в чем же на практике выражается т.н. «китаизация»?

По всей стране управлениями по делам религий совместно с отделами единого фронта проводятся тренинги для религиозного персонала, обучающие основам партийной идеологии, религиозной политики партии, принципам приведения религий к взаимному соответствию с социалистическим обществом Китая.

На фоне этого в Чжэцзяне под предлогом борьбы с незаконными строениями были демонтированы кресты с многих храмов, что сопровождалось столкновениями и кровопролитием, а также арестами пастырей и священников[21].

Ряд подпольных христианских церквей получили извещения о необходимости пройти регистрацию, установить доску с информационным бюллетенем о религиозной политике страны, а также закрепления партийного работника для мониторинга работы прихода.

Интересен факт открытия патриотического музея на юге Гуанси. Экспозиция музея рассказывает историю французского миссионера Огюста Шапделена, казненного в Силине в 1856 г. Член католической миссионерской организации «Парижское общество заграничных миссий» Огюст Шапделен был одним из 120 китайских мучеников, канонизированный папой Иоанном Павлом II в 2000 г. Однако в музейной экспозиции св.Огюст обвиняется в коррупционной связи с местными властями, а также представляется шпионом и насильником. Наблюдается очевидное усиление антизападной риторики в рамках идеологического противостояния религиозности[22].

Национальные религиозные объединения и научные заведения проводят конференции, посвященные проблеме китаизации отдельных религиозных направлений. Например, в ряде регионов были проведены мероприятия, посвященные проблеме китаизации ислама. На конференции «Китаизация ислама» в Иньчуане (Нинся) исследователи проводили различия между «Исламом в Синьцзяне» и «Исламом внутри страны». Секретарь Китайской исламской ассоциации Го Чэнчжэн пояснил, что китаизация последнего уже состоялась, а индигенизация ислама в Синьцзяне все еще в процессе развития. Он указал, что исламизация жизни людей приводит к самоизоляции мусульман в Китае, этому надо противостоять, т.к. это входит в противоречие с политикой китаизации[23].

14-15 июля 2016 г. официальные католические организации провели конференцию по улучшению работы семинарий, особенно по части политического обучения. Собрание прошло в г. Чэнду. Шла речь о политическом и идеологическом образовании, которое было признано несоответствующим. Учебник «Обучающие материалы об автономности и самоуправляемости Китайской католической церкви». Предполагается переработка книги с добавлением материалов по темам «Китаизация католической церкви» и «Китайская мечта». Обсуждались методы повышения качества обучения в семинариях. Предложения, выдвинутые Центральной комиссией по проверке дисциплины для исправления работы ГУДР стали основой для проведения конференции.

На прошедшей 15 февраля 2017 г. конференции, посвященной инкультурации и китаизации католической церкви, глава Епископской конференции католической церкви Китая, непризнанный Ватиканом епископ Иосиф Ма Инлинь напомнил участникам о предпринятых усилиях, направленных на инкультурацию католицизма с 1949 г., и описал процесс китаизации как длительный, представляющий собой задачу для нескольких поколений[24].

Си Цзиньпин требует в отношении молодежи проводить пропаганду научного мировоззрения, прививая им правильные мировосприятие и ценностные идеалы. В связи с этим привлекают внимание некоторые факты.

По сообщениям СМИ, учащиеся средних школ префектур Аксу и Хотан на юго-западе Синьцзяна ежегодно заполняют опросники о религиозности в их семьях, в которых указывают, кто в их семье совершает намаз и носит хиджаб[25]. При этом в сентябре 2016 г. в Синьцзяне появился документ «Нормы по предупреждению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними», в котором содержится запрет в отношении родителей, опекунов и других родственников организовывать, вовлекать и принуждать несовершеннолетних к участию в религиозной деятельности. Ранее использовалась только формулировка о запрете к принуждению[26].

Один из пользователей микроблога Вэйбо в июле 2016 года опубликовал фотографию, на которой синьцзянские школьники стоят на фоне классной доски с надписью: «Дорожи жизнью - скажи нет наркотикам и посту». Наркотики и мусульманский пост уравнены в степени вредного воздействия, оказываемого на организм[27].

В университетах разных регионов проводятся мероприятия, направленные против распространения христианской культуры. В декабре 2016 г. студенты Аэрокосмического технического колледжа г. Чэнду в традиционных ханьских костюмах протестовали против «проникновения иностранной культуры», держали плакаты с надписями «Нет Рождеству!», а также «Нам не нужны иностранные праздники и фестивали!». Ряд университетов официально озвучивали запрет празднования Рождества студентами. В СМИ публиковались сообщения об отчислении студентов за чтение Библии или совершения намаза[28].

Вывод, которой напрашивается в этой связи, - религия не может вмешиваться в образовательную сферу, однако образовательные учреждения позволяют себе вмешательство в сферу религиозную.

Каждый буддистский монастырь в Китае получает от властей квоту на количество насельников. Обычно в монастырях проживает значительно большее количество людей, чем позволялось разрешительными документами. В последнее время в отношении монастырей, в особенности в Тибете, власти стали строго претворять в жизнь режим соблюдения квот. Наиболее показательным стал инцидент с монастырем Ларунг Гар в Сычуани – крупнейшим монастырем и учебным центром тибетского буддизма с 20 тыс. насельников. Власти издали распоряжение о сокращении числа насельников до 5 тыс. чел., при этом указывается, что только 1 тыс. чел. могут быть выходцами из других провинций. Начиная с лета 2016 г., власти стали изгонять монахов, которые не являлись резидентами префектуры Гардзе провинции Сычуань. С изгоняемых поселенцев брали письменное обещание, что они не будут возвращаться в монастырь в  будущем. Более 2000 жилых построек были снесены[29].

Китайским руководством во главе с Си Цзиньпином ведется идеологическая борьба во всех сферах, религиозная сфера не стала исключением. Ведется поступательная работа по  сведению религиозных проявлений к возможному минимуму. Религиозная жизнь сужается до уровня подконтрольных структур. Для неизбежно существующего пласта религиозности устанавливаются рамки, за пределы которых религиозная активность не должна выходить. Правительство ставит перед собой задачу контроля над религиозной сферой в целях исключить возможность враждебного идеологического влияния на общество через общины. Свобода вероисповедания продолжает оставаться декларируемым принципом регулирования религиозной сферы, при этом возводятся новые барьеры в ее реализации.



[1] Имеются ввиду признанные государством патриотические религиозные объединения.



[1] Си Цзиньпин цзай цюаньго цзунцзяо гунцзо хуэйи шан фабяо чжуняо цзянхуа (Важная речь Си Цзиньпина на Всекитайском совещании по религиозной работе). URL:  http://www.sara.gov.cn/ztzz/xxgchyjs/kybd_xxgc/347314.htm

[2] Там же.

[3] Чжо Синьпин. Жэньчжэн линхуэй Си Цзиньпин цзуншуцзи цзай цюаньго цзунцзяо гунцзо хуэйи чжуняо цзянхуа дэ ии (Усердно вникать в смысл важной речи генсека Си Цзиньпина на Всекитайском совещании по религиозной работе). URL:http://www.nssd.org/articles/article_detail.aspx?id=669208375

[4] Си Цзиньпин: цюаньмянь тигао синь синши ся чзунцзяо гунцзо шуйпин (Си Цзиньпин: всесторонне повышать уровень религиозной работы в новых условиях). URL: http://news.sina.com.cn/c/nd/2016-04-23/doc-ifxrpvcy4384732.shtml

[5] Во цзю чжаокай «цзяньчи во го цзунзцяо чжунгохуа фансян» яньтаохуэй (Наше управление проводит конференцию «Придерживаться направление китаизации религий»). URL: http://www.sara.gov.cn/xwzx/xwjj/378170.htm

[6] Гоцзя цзунзцзяо шиуцзю 2017 нянь гунцзо яодянь (Основные положения работы ГУДР в 2017 году) URL: http://www.sara.gov.cn/xxgk/ndgzyd/bs/380338.htm

[7] Цзунцзяо шиу тяоли сюдин цаоань (Проект Положения по делам религий). URL: http://www.chinalawtranslate.com/religious-regulations/

[8] Чжунго гунчандан тунъи чжансянь гунцзо тяоли (Положение о работе единого фронта КПК). URL:http://cpc.people.com.cn/n/2015/0923/c64107-27622040.html http://cpc.people.com.cn/n/2015/0923/c64107-27622040.html

[9] Beijing using CCTV in churches to spy on Christians // UCAN. 22.03.2017

[10] Чжунхуа жэньминь гунхэго миньфа цзунцзэ (Общие положения гражданского права КНР). URL: http://www.npc.gov.cn/npc/xinwen/2017-03/15/content_2018907.htm

[11] Online Christian programs get deleted in China // UCAN. 10.03.2017

[12] Циндао ланьсэ гуйгу гуаньлицзю юань фуцзючжан  Сунь Фуцзянь бэй шуанкай: синьян цзунцзяо (Бывший заместитель начальника управления Синей силиконовой долины г. Циндао Сунь Фуцзянь уволен с двух должностей за религиозную веру). URL:http://www.chinanews.com/gn/2016/08-12/7970199.shtml

[13] Цзяньшоу «данюань бу нэн синьцзяо» дэ те гуйцзю 坚守“党员不能信教”的铁规矩(Строго придерживаться жесткого принципа «член партии не может иметь религиозной веры). URL: http://csr.mos.gov.cn/content/2015-05/24/content_7908.htm

[14] Там же

[15] Гуанью синь синши ся даннэй чжэнчжи шэнхо дэ жогань чжунцзэ (Нормы и принципы внутрипартийной политической жизни в условиях новой обстановки). URL: http://cpc.people.com.cn/n1/2016/1103/c64387-28830240.html

[16] Чжунго гунчаньдан даннэй цзяньду тяоли (Положение КПК о внутрипартийном контроле). URL: http://news.xinhuanet.com/politics/2016-11/02/c_1119838242.htm

[17] Чжунгун Хубэй шэнвэй гуанью сюньши «хуйтоу кань» чжэнгай цинкуан дэ тунчжи (Доклад паркткома провинции Хубэй об инспектировании исправления ситуации) URL: http://www.ccdi.gov.cn/special/zyxszt/dshilxs_zyxs/agls_xs10_zyxs/201701/t20170103_92126.html

[18] Гуанью тошань цзецзюэ гунчаньдан юань синьян цзунцзяо вэньти дэ тунчжи (Извещение о надлежащем разрешении вопроса религиозной веры членов коммунистической партии). URL: http://cpc.people.com.cn/GB/64184/64186/66704/4495641.html

[19] Ли туйсю данюань ганьбу вэйхэ бу нэн синьян цзунцзяо? (Почему вышедшие на пенсию чиновники из членов партии не могут иметь религиозной веры?). URL: http://news.sina.com.cn/zl/ruijian/2016-02-06/09405401.shtml

[20] Чжунъян ди ши сюньшицзу сян гоцзя цзунцзяо шиу цзю данцзу фанькуй чжуансян сюньши цинкун (

Десятая инспекторская группа сообщает партячейке ГУДР о ситуации с инспектированием). URL: http://www.sara.gov.cn/xwzx/szyw/351000.htm

[21] News Update on Religion and Church in China // Religions & Christianity in Today’s China 2016, No.2. с. 3-19.

[22] Chinese state makes saint a ‘devilish rapist, bandit and spy’ // UCAN. 11.08.2016.

[23] «Исыланьцзяо чжунгохуа» луньтань цзай нинся иньчуань цзиньсин (Форум «Китаизация ислама» открылся в Ичуане Нинся) URL: http://iwr.cass.cn/xw/201609/t20160906_3417164.shtml

[24]  Чжунго тяньчжуцзяо «ихуэй итуань» цзюбань «ди сы цзе чжунго тяньчжуцзяо бэньдихуа цзи чжунгохуа щэньсюэ луньтань» (Объединенная ассамблея католической церкви проводит «Четвертый форум по китаизации богословия и индИгенизации католицизма в Китае). URL:  http://chinacatholic.cn/html1/report/1610/70-1.htm

[25] China asks Uighur students for details on family // UCAN. 16.08.2016.

[26] Синьцзян вэйуэр цзычжицю юфан вэйсэнняньжэнь фаньцзуй тяоли (Нормы по предупреждению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними). URL: http://news.xinhuanet.com/legal/2016-10/13/c_129321033.htm

[27] China's maoists act as per cultural revolution playbook // UCAN. 09.02.2017.

[28] Ibid.

[29] Larung Gar: China 'destroys buildings' at Tibetan Buddhist academy // BBC NEWS. 22.07.2016

Скачать статью в формате PDF