ChinaReligion

ChinaReligion

Статьи

Задачи государственных органов КНР в религиозной сфере в 2013 г.

Источник: Задачи государственных органов КНР в религиозной сфере в 2013 году // XVIII съезд КПК: новые задачи и перспективы развития (Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов Китая ИДВ РАН), – М.: ИДВ РАН, 2013, с.145-156.

 

В КНР формально завершился процесс плановой передачи власти пятому поколению китайских руководителей. Смена власти неизбежно повлечет изменения во многих сферах общественной жизни. Теоретическое направление работы нового руководства частично отражается в документах и выступлениях 18-го Всекитайского съезда КПК, прошедшего в ноябре 2012 года, а также заседаний 1-ой сессии ВК НПКСК  и 1-й сессии ВСНП.

Что касается религиозной составляющей в выступлениях политических руководителей, ситуация выглядит следующим образом.

В своем отчетном докладе на 18 съезде КПК Ху Цзиньтао высоко оценил значение единого фронта, определив его как  важнейшее средство завоевания новых побед в деле построения социализма с китайской спецификой. Он подчеркнул, что  необходимо «За счет полной реализации основного курса партии по религиозным делам выявлять позитивную роль религиозных деятелей и верующих в стимулировании социально-экономического развития».

Вэнь Цзябао, выступая с докладом о работе правительства перед участниками первой сессии ВСНП 12-го созыва, озвучил задачи в области религиозной политики на 2013 год. По его словам, «нужно будет, полностью реализуя основной курс партии в области религии, стимулировать гармонизацию межконфессиональных отношений, выявлять позитивную роль религиозных деятелей и верующих в развитии экономики и общества».

Итак, что же такое основной курс партии в области религии, который намерены продолжать претворять китайские политические лидеры в период своего нахождения у власти.

В Китае с самого прихода КПК к власти провозглашена политика свободы вероисповедания. Политика свободы вероисповедания в китайском варианте отличается от привычного западно-либерального понимания. Условия реализации религиозной свободы заключаются в том, что верующие и религиозные организации принимают и поддерживают руководство КПК и социалистическую систему, осуществляют религиозную деятельность независимо от иностранных религиозных организаций, в соответствии с государственным законодательством. Руководство КНР в рамках своей политики свободного вероисповедания всесторонне контролирует религиозную активность, объясняя это необходимостью поддержания общественной гармонии.

Целью проводимой политики свободного вероисповедания в теории религиозной работы является адаптация религии в социалистическом обществе (принцип взаимосоответствия – «сяншиин»).  Термин взаимосоответствие подразумевает под собой согласие религиозных организаций и верующих с политикой социалистического государства, толкование религиозных учений исходя из пользы социалистического общества, патриотический настрой религиозной деятельности, согласованность в работе между государственными отделами по делам религий и религиозными кругами, защита права на религиозную свободу в рамках закона.  Несмотря на то, что термин «сяншиин» переводится как взаимное соответствие, тем не менее, в большей степени предполагается соответствие, подстраивание именно религии под определенные общественные и политические условия. Конечно, соответствие предполагается двустороннее и взаимное, но не паритетное. Очевидно, что религия перестает в первую очередь нести религиозную функцию, превращаясь в политический инструмент.

Законодательное регулирование религиозной сферы является важной составной частью политики свободного вероисповедания. В Китае нормативно-правовое регулирование очень обширно, однако на настоящий момент не является всеобъемлющим и полным, преимущественно происходит на подзаконном уровне. По-прежнему существует пласт правил и директив, носящих ведомственный и закрытый характер. Наличие многочисленных разрозненных актов оставляет пространство для самостоятельного их толкования и применения чиновниками на местах.

Для практического осуществления государственного регулирования религиозной сферы в КНР в рамках Государственного Совета существует Государственное управление по делам религий (далее – ГУДР). ГУДР организовано в соответствии с административным делением с представительствами на провинциальном, муниципальном, районном и уездном уровнях. Происходящие в стране изменения оказывают непосредственное влияние на китайские государственные органы власти всех направлений, что также не преминуло сказаться и на задачах  и работе ГУДР в предстоящем периоде.

Вскоре после завершения 18 съезда 17 ноября 2012 года ГУДР провел семинар по обучению представителей религиозных кругов в духе 18 съезда. [1] Глава ГУДР Ван Цзоань в своей речи на семинаре говорил о том, что необходимо углублять понимание коммунистической партии представителями религиозной сферы, более сознательно принимать руководство КПК, продвигать идеологическое строительство в религии, идти по пути взаимного соответствия религии и социалистического общества. Также необходимо искать новые пути выявления позитивной роли религиозной сферы в деле построения общества малой зажиточности – как ответ на призыв Ху Цзиньтао в его отчетном докладе к борьбе за полное построение общества сяокан. Речь главы ГУДР в очередной раз позволяет сделать вывод, что религия в КНР продолжает восприниматься и трактоваться как в высшей степени политизированный институт.

8-9 января 2013 года в Пекине состоялось Всекитайское совещание по религиозной работе. На совещании в речи главы ГУДР Ван Цзоань звучали слова о необходимости применения научного подхода в отношении к религиям, законодательного регулирования религиозной деятельности. Особый акцент был сделан на претворении основного курса партии в религиозной работе в 2013 году в духе 18 съезда, применении  Положения о религиозной деятельности – основного административно-правового документа, регламентирующего религиозную сферу, укреплении и инновации управления религиозной деятельностью, стимулировании гармонии религиозных отношений, выявлении позитивной роли религиозных деятелей и верующих масс в общественно-экономическом развитии. Важно, что была отмечена необходимость введения в нормативные рамки управления религиозной деятельностью, поскольку правоприменитель при регулировании соответствующего сектора жизни общества, как правило, руководствуется социалистическим правосознанием, не всегда в точности придерживаясь норм принятых актов, а наличие многочисленных разрозненных актов оставляет пространство для самостоятельного их толкования чиновниками на местах.

14 января было проведено тематическое совещание партактива ГУДР, посвященное теме изучения духа 18 съезда партии.[2] Ван Цзоань указал, что чиновники, связанные с религиозной сферой,  должны изучать доклады 18 съезда, новую редакцию Устава и важные речи генерального секретаря Си Цзиньпиня, глубоко воспринять важные идеи и планы, соединить их с практикой религиозной работы.

Отмечу, что в новой редакции Устава КПК не произошло изменений в содержании, касающемся религии. Слово «религия» впервые появилось в Уставе КПК в редакции, появившейся после 17-ого съезда КПК в 2007 году, куда была вписана задача всесторонне претворять в жизнь основной курс партии в области религиозной работы и сплачивать верующих на благо социально-экономического развития.

Ван Цзоань высказал свое понимания изучения духа 18 съезда:

Работники религиозной сферы должны укреплять социалистические идеалы, помогать религиозным деятелям и верующим людям в реализации мечты построения социализма с китайской спецификой, направлять их по пути взаимного соответствия с социалистическим обществом.

Должны быть активизированы связи с народом. Религиозная работа изначально по своей сути – работа с людьми, основная задача которой  - сплачивать верующих вокруг партии и правительства, концентрировать общие усилия для дела построения социализма с китайской спецификой и построения гармоничного общества. Господин Ван призвал чиновников религиозной сферы рассматривать религиозных верующих как родных людей и друзей.

В религиозной сфере происходит попытки реализации идеи «неизменно видеть в человеке основу основ». Поставлена задача налаживать тесные связи с религиозными кругами - своевременно проводить совещательную работу с представителями национальных религиозных объединений по актуальным вопросам. Отсюда вытекает и задача выявления позитивной роли религиозных деятелей и верующих в деле построения красивого Китая. Ранее использовалась формулировка выявления позитивной роли религии, сейчас же речь идет о людях, составляющих религиозную сферу. Ван Цзоань в этом свете сформулировал новый принцип религиозной работы - принцип «четырех углублений» – углубление в темы религиозных верующих, религиозных служителей, объектов религиозного назначения, религиозных объединений -  для более правильного понимания реально существующей ситуации в целях выявлять насущных проблем, применения научного подхода и системности в их изучении и решении.

Ван Цзоань призвал к сохранению честности и бескорыстия. Чиновники религиозной сферы должны строго придерживаться рамок закона, быть честными и неподкупными, - что коррелируется с общегосударственной установкой на борьбу с коррупцией.

ГУДР ежегодно публично детализирует свои задачи на предстоящий год. В начале этого года на официальном Интернет-сайте Управления были опубликованы «Основные направления в работе Государственного управления по делам религий в 2013 году»[3]. Документ подразделяется на шесть тематических разделов.

Первый раздел документа именован «Укрепление и инновации управления религиозной деятельностью». В разделе обозначены следующие базовые задачи - решение вопросов учета религиозных служителей, контроля финансов объектов религиозного назначения, вопросов социальных гарантий религиозным служителям, осуществления управления религиозной сферой в соответствии с законом. Проблема субъективного толкования правоприменителями норм регулирования религиозной сферы в задачах на 2013 год повлекло формулировку задачи повышения способности чиновников низового уровня руководствоваться законом в осуществлении управления религиозной сферой.

Позитивным фактом является наличие в плане задачи нормализовать ситуацию с регистрацией объектов религиозного назначения. В КНР религиозные обряды могут совершаться только в местах, получивших соответствующее разрешение. Несмотря на существование законодательно оформленной процедуры регистрации объектов религиозного назначения, ее прохождение для многих общин является проблематичным вопросом. Это связано с противоречиями, возникающими при прочтении и реализации прописанной процедуры регистрации. Запланировано особое внимание уделить работе по унификации свидетельств регистрации объектов религиозного назначения и упорядочении их нумерации.

Перед ГУДР стоит задача проведения работы по созданию систематизированной информационной базы данных. Запланировано проведение работы по сбору, обобщению и анализу сведений об объектах религиозного назначения, религиозных служителях, религиозных объединениях, религиозных учебных заведениях, тем самым повысив уровень научности управления религиозной деятельностью.

Среди задач совместной работы с национальными религиозными организациями в этом направлении в плане отмечены составление «Правил признания даосских монахов, не живущих в монастырях», работа по унификации удостоверений религиозных служителей, а также выработка «Правил контроля удостоверений религиозных служителей».

«Продвижение основных направлений работы по всем религиозным конфессиям» - название второго раздела. В нем говорится о работе в Тибете и Синьцзяне, о проведении работы по толкованию Корана, изучении проблемы организации хаджа; разработке «Правил по управлению делами исламского хаджа».

Также затрагиваются проблемы продвижения работы по выбору епископов в католицизме, воспитания патриотически настроенных религиозных служителей, усиление строительства патриотических религиозных организаций – вопросы, многие годы являющиеся актуальными задачами для Управления.

Для воспитания образцовых религиозных работников – любящих Родину, принимающих руководство Партии и правительства, поддерживающих движение по социалистическому пути, защищающих единство государства и сплоченность нации[4] – ГУДР в 2013 году запланировало активизировать работу в отношении религиозных учебных заведений, приоритетным направлением которой должно стать укрепление политико-идеологической работы в религиозных учебных заведениях. В этом году должны быть разработаны нормативы оценки качества религиозных учебных заведений. В процессе применения «Временных правил определения квалификации, аттестации и назначения преподавательских кадров религиозных учебных заведений» и «Временных правил присвоения ученых степеней в религиозных учебных заведениях», задача национальных религиозных объединений состоит в выявлении недостатков вышеуказанных документов на практике.

Третий раздел задач посвящен усилению позитивного направления в обслуживании религиозной  деятельности.

Исходя из теории гармонии религий, ГУДР предполагает развивать мероприятия создания гармоничных храмов и монастырей, поддерживать в них благоприятные традиции соблюдения государственных законов и предписаний.

В духе изучения материалов 18-го съезда продолжается проведение «Месяца обучения» в среде религиозных кругов, посвященного обучению основам политики в религиозной сфере, законам и нормативным актам религиозной сферы.

Особая важность придается делу поддержки религиозных общин в проведении  акций благотворительности и дел милосердия акцентируется реализация положений Документа ЦК КПК под названием «Мнения относительно поощрения и нормализации осуществления мероприятий благотворительности религиозными кругами».

Четвертый раздел «Содействие религиозным кругам в укреплении их самостоятельного организационного строительства» ставит задачи стимулировать строительство идеологической культуры у религиозных кругов, поддерживать проведение обучения религиозных деятелей и издание литературы в целях воспитания патриотически настроенных и идеологически подкованных религиозных кадров, направлять работу Китайской исламской ассоциации по формированию кадровой команды по толкованию Корана. Запланировано направлять китайские католические организации в продвижении демократического церковного строительства, адаптации к китайским условиям богословских воззрений и поддерживать протестантские организации в проведении ими теологических разработок. Здесь на лицо идеологическая примесь и вторжение в догматическую и каноническую области религии.

В 2013 году при содействии государства будут проведены торжественные мероприятия, посвященные шестидесятилетию образования Всекитайской буддистской ассоциации и Всекитайской исламской ассоциации.

Пятое направление работы в религиозной сфере сформулировано как - должным образом выполнять работу по связям в религиозной сфере. Большее значение после 18 съезда будет придаваться развитию внешних контактов в религиозной сфере, созданию благоприятных отношений с религиозными кругами зарубежных стран, а также Гонконга и Тайваня для развития на их почве отношений в других сферах. Среди задач на 2013 год обозначены прием в Китае руководителей госучреждений по регулированию религиозной деятельности Мальдив, Брунея, Индонезии, Турции и других стран. На 2013 год запланирован визит в Китай предстоятеля РПЦ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, что дает надежду на улучшение положения православия в КНР. Отмечу, что в 2012 году после длительного перерыва совершены архиерейские литургии в Харбине и Шанхае. Подписанный меморандум по вопросам подготовки китайских православных студентов воплощается в жизнь: в московской и санкт-петербургской духовных школах проходят обучения два студента из Китая[5]. Все эти события говорят о положительных тенденциях в диалоге двух стран о нормализации положения православных верующих в КНР.

Китайское правительство ставит перед собой задачи оказания поддержки буддистскому патриотическому объединению в укреплении отношений с буддистами Кореи и Японии, расширения диалога с буддистами стран Юго-Восточной Азии, поддержки даосских кругов в осуществлении мероприятий в рамках программы «Дао идет по миру», а также содействия национальным протестантским организациям в проведении в Китае Китайско-Американского Форума протестантских лидеров, исламским организациям в проведении мероприятий китайско-турецкого культурного обмена.

Среди задач также упоминаются углубление связей с Тайванем, Гонконгом и Аомынем, в частности развитие диалога с христианскими религиозными кругами и представителями народных верований Тайваня, содействие совместному проведению китайскими и тайваньскими протестантами «Форума двух берегов 2013», наращивание исследований в религиозной работе в Гонконге и Аомыне в условиях их включения в состав КНР. 

Перед новым китайским руководством стоит задача объединения родины. Для этих целей используется также и религиозный фактор. Уже в начале года по плану работы ГУДР прошел ряд встреч, которые задали вектор в этом направлении.

25 февраля в Пекине состоялась встреча Си Цзиньпиня с учителем Син Юнь - основателем на Тайване в 1967 году международного буддийского монашеского ордена Фогуаншань, одной из крупнейших буддийских организаций в мире.

Новый партийный лидер начинает свою карьеру в том числе и со встречи с  религиозными лидерами, что было бы невозможно в прежние времена.  Это новое слово в истории КНР. Есть надежда, что подобные встречи перерастут в традицию.

21 февраля 2013 года глава Управления по делам религий Ван Цзоань в Пекине провел встречу с делегацией знаменитого гонконгского даосского монастыря Фунинсинькунь. 22 января 2013 года заместитель главы управления по делам религий Цзян Цзянюн провел встречу с делегацией Гонконгского Института Юэн Юэн. Институт известен равным восприятием буддистских, даосских и конфуцианских ценностей.[6]

Вопрос объединения родины остро стоит в повестке работы правительства и партии в ближайшее время, а диалог в религиозной сфере оценивается как значимый в решении этого вопроса.

Шестой раздел именуется «Повышение уровня научности религиозной работы». Среди задач этого раздела особо важной является повышение уровня обучения религиозной работе среди чиновников на местах. Организационному отделу ЦК КПК совместно с ответственными по религиозной работе поручено создавать специальные обучающие группы для распространения знаний среди чиновников о правильном с точки зрении правительства и партии работы в религиозной сфере, уклон должен быть сделан на чиновников низового уровня.

Вскоре после проведения XVIII съезда в Китае был взят курс на улучшение стиля работы. В духе этого курса ГУДР была озвучена задача усиления организационного строительства, под которым понимается выполнение восьми правил ЦК КПК по улучшению стиля работы и активизации  связей с народными массами.

7 декабря 2012 года в ГУДР было проведено расширенной совещание, главной темой которого стало изучение установок Политбюро ЦК КПК об улучшении стиля работы. Результатом обсуждения стала выработка мер по осуществлению восьми правил ЦК КПК. Эти правила были направлены во все органы Управления, все организации прямого подчинения, в Отделы управления по делам религий на местах по всей стране, а также во всекитайские религиозные объединения для повсеместного выполнения предписаний.

В духе «восьми правил» руководство Управления должно подавать пример чиновникам на низовом уровне - расширять связи с народом, воздержания от формализма, использовать лаконичный стиль в докладах, свести к минимуму количество совещаний их масштаб и затрачиваемое на них время, повысить их эффективность, придерживаться строгой бережливости средств.

Религиозная политика КНР даже после смены руководства коммунистической партии и политического руководства страны в ближайшей перспективе не будет претерпевать принципиальных изменений. Наблюдается желание выявления насущных проблем, понимания нужд верующих, больше внимания уделить практической составляющей работы и деталям, провозглашается уход от общего подхода. В настоящий момент в религиозной сфере ожидается акцент на расширение международных контактов, усиление и совершенствование нормативно-правовой базы – постепенно будет сформулирован Закон КНР «О религии», включается в повестку работа в направлении построения диалога с православием. Новое политическое руководство, придерживаясь принципов преемственности и коллективного руководства, на настоящий момент не производит никаких шагов в сторону кардинальных изменений в сторону либерализации религиозной сферы, однако состав людей, оказавшихся у руля управления китайским государством, дает надежды на возможную либерализацию многих сфер жизни китайского общества, в том числе и религиозной. Надо отметить, что ослабление контроля данной сферы должно проходить постепенно и с учетом местной специфики. Бесконтрольное ослабление контроля может привести к массовому входу в Китай вредоносных тоталитарных сект, а также политизированных религиозных движений.



[1] http://www.sara.gov.cn/xwzx/xwjj/17687.htm

[2] http://www.sara.gov.cn/xwzx/xwjj/18730.htm

[3] http://www.sara.gov.cn/xwzx/xwjj/18853.htm

[4][4] Документ 19 «Основные взгляды и основная политика по религиозным вопросам в период социализма в Китае», 1982. URL.: http://cpc.people.com.cn/GB/4519154.html

[5] Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе РПЦ 2 февраля 2013 года.

[6] http://www.sara.gov.cn/xwzx/xwjj/18919.htm

Скачать статью в формате PDF